Скорее всего, вряд ли он с большим восторгом воспримет эту новость. А что если малышу объяснить, что вы отправляетесь побеждать зубных монстров? Детский стоматолог клиники Porcelain Dent Ирина Ротманова-Кобилянская рассказала, как родителям подготовить ребенка к первому визиту, о чем доктора общаются с маленькими пациентами и как на приеме расположить детей к себе.
Первый зуб — первое посещение стоматолога
Я очень хорошо помню свой первый визит к стоматологу. Мне было года четыре, когда впервые побеспокоил зуб. Мы просто пришли в поликлинику, будто это обычное дело, как за хлебом сходить. Там я увидела очень много плачущих детей, из кабинетов доносились крики. Но особого страха у меня это не вызвало, наверное, потому что мой папа сказал, что все будет хорошо. Мне полечили зуб, и от первого посещения стоматолога остались только позитивные воспоминания. Но так повезло не всем.
Мне часто задают вопрос: когда нужно впервые обратиться к стоматологу? Чаще всего родители приводят своих детей, потому что у них есть какие-то болевые ощущения или появилась «дырочка» в зубе. Я рекомендую прийти на первый прием с появлением у ребенка первого зуба. Так мы с самого юного возраста по чуть-чуть начинаем работать со своим пациентом, выстраивать с ним доверительные отношения и можем дать ценные рекомендации родителям по уходу за ротовой полостью малыша, а не начинать знакомство с больного зуба, стресса и слез еще до первого визита. Многие не знают, что даже первый и единственный зуб уже стоит начинать чистить. Правильный уход за ротовой полостью и своевременная профилактика помогут избежать стоматологических болезней.
Доктор — это друг
Дети очень любят все повторять за взрослыми. Поэтому и подготовку к первому визиту нужно начать с собственного примера. Если родители покажут, как они сами любят ухаживать за ротовой полостью, играя выгоняют щеткой микробов с зубов, расскажут, как они ходят на профилактические осмотры к стоматологу, для ребенка это будет чем-то обыденным и не страшным. Не стоит говорить малышу, чтобы он не переживал, не боялся, что больно не будет, — эти слова, наоборот, вызовут тревогу, и после таких напутствий даже взрослый занервничает.
Первый визит — это всегда знакомство. В клиниках Porcelain Dent мы рассказываем, кто такой стоматолог, чем он занимается, в игровой форме представляем маленькому пациенту своих помощников — инструменты. Если ребенок охотно идет на контакт, то можно провести профессиональную гигиену полости рта. Это легкая, быстрая и безболезненная процедура. Конечно, реакции у детей очень разные. Кто-то с радостью бежит знакомиться с тобой и задает миллион вопросов, а кто-то переживает и боится. Если на первом приеме не удалось подружиться, мы проводим несколько подобных визитов, чтобы малыш адаптировался. В любом случае очень важно начинать именно со знакомства. Раньше доктора не разговаривали с пациентами, просто делали, что нужно, без каких-либо разъяснений. Мы считаем, что установление контакта с ребенком — залог успеха.
В моей практике были случаи, когда приходили дети, психологически травмированы другими докторами. К сожалению, такое случается достаточно часто. После того как к ребенку плохо отнесся его бывший стоматолог, восстановить доверие к доктору — нелегкая задача. Однако мы в Porcelain Dent справляемся и с этим. Считаем, что самое главное — общаться с пациентом, говорить только правду и поэтапно объяснять надобность наших действий. На лжи и недоверии хороших отношений не построить.
Случается так, что дети начинают плакать, только зайдя в кабинет. В таких ситуациях мы пытаемся узнать причину слез и спрашиваем, чем можем помочь. Например, если ребенок боится, я стараюсь предоставить ему больше информации. Как правило, маленький пациент волнуется, потому что не понимает, для чего его привели к доктору и что ему будут делать. Бывает, что ребенок еще так мал, что объяснить что-либо ему совсем сложно. Тогда мы с моими коллегами в виде игры стараемся быстро и качественно провести осмотр, чтобы не травмировать психику малыша.
Сказки о микробах, игры и квест
У любого детского стоматолога есть свои «фишечки», чтобы расположить ребенка и превратить визит к доктору в занимательный процесс. Мы рассказываем интересные истории, похожие на сказку, о том, кто такой стоматолог и что он делает с зубами. Каждый инструмент при детях мы называем упрощенными или выдуманными словами. Я не могу сказать малышу, что сейчас мы сделаем ему укол, подействует анестезия, а потом будем безболезненно лечить зуб. После слова «укол» ребенок больше ничего не услышит и начнет плакать. Поэтому нужно действовать иначе. Я говорю: «В твоем ротике поселился маленький вредный микроб, который сделал себе норку в зубике. Он крадет булочки, которые ты ешь, и лопает их сам. Нам срочно нужно его прогнать. Но микроб будет защищаться и кусать за зубчик, если его не заморозить специальными ледышками на время. Так что сейчас будет много ледышек за щечкой, а потом мы вычистим микроб». То, что можно сказать одним предложением взрослому, я объясняю малышу в виде целой истории. И чем больше я расскажу, тем лучше будет наше сотрудничество. Без такой игры лечение далеко не зайдет. Также после каждого приема маленький пациент может самостоятельно в домике Зубной феи взять свой подарок в виде игрушки. После лечения с анестезией ребенок получает специальные конфеты на палочке, одобренные стоматологами.
До начала пандемии мы проводили адаптационный квест для детей «Космозуб». Это увлекательный рассказ с головоломками и путешествием по клинике, где маленькие пациенты побеждали зубных монстров, которые хотят заполонить нашу планету. Цель квеста — в игровой форме познакомить малышей со стоматологией. После его прохождения они с большей охотой знакомились со своим доктором и его работой.
Дети — это очень особенные пациенты: светлые, беззаботные и веселые. Даже если в процессе лечения малыш немного расстроится, то уходя все равно всегда улыбнется. Я люблю работать с ними за то, что они говорят то, что думают. Это всегда интересно. Слушая их истории и размышления, ты тоже немного чувствуешь себя ребенком и получаешь огромный заряд энергии.